МДОУ №96Сделать стартовой |Добавить в избранное  

Добро пожаловать на наш сайт!

Речь как средство общения

Известно, что развитие понимания речи ребенком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для ее возникновения.

Прежде чем приступить к обследованию детской речи, необходимо собрать речевой анализ (совокупность сведений).

Беседуя с родителями, мы обращаем внимание на следующие вопросы:

Условия воспитания. Где воспитывался ребенок (дома с матерью, бабушкой, в дошкольном учреждении и т.д.) Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье. Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития.

Поведение. Общается ли с детьми своего возраста, младше себя, старше себя или предпочитает играть в одиночестве. Спокойный, беспокойный, контактный, конфликтный, ласковый. Имеются ли различия в поведении дома и вне семьи.

Игры и интересы. Какие игрушки любит и как их использует (по назначению, неосмысленно манипулирует, организует сюжетную игру), сопровождает ли свои игровые действия различными звукосочетаниями.

Моторное развитие. Ловкий, неловкий, обслуживает себя или нет. Умеет ли сам застегивать расстегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки. Какой рукой если, хватает, держит карандаш.

Раннее речевое развитие. Когда стал узнавать близких, когда стал реагировать на звук, на свое имя. Когда и как протекает период лепета. Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года): «иди ко мне», «поцелуй маму» и т. п. Что понимает из речи взрослых в настоящее время. Какие и когда появились первые осмысленные слова, словосочетания.

Для обследования понимания речи можно использовать следующие задания:

Задание № 1. Выяснить, понимает ли ребенок целостные словосочетания, которые он мог много раз слышать. («Поиграй в ладушки», «Закрой глаза», «Пожалей бабушку» и т.д.)

Задание № 2. Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку («Возьми лошадку», «Покажи машину».)

Задание № 3. Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту.

Задание № 4. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных

Задание № 5. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках.

Задание № 6. Установить, названия каких действий знакомы ребенку («Покажи, где девочка кушает? А где девочка идет? Кто здесь умывается? А кто вытирается?»)

Задание № 7. Установить  (при помощи вопросов к сюжетным картинкам: что? кого? где? куда? на чем? чем? кому? с кем и т.д.) понимает ли ребенок направленность действия, объект действия, место действия или для кого оно совершается и т.п. (Например к картинке «Мальчик вытирается полотенцем» можно задать следующие вопросы: «Чем он вытирает уши? Что вытирает мальчик? Куда он потом повесит полотенце?»)

Задание № 8. Установить, понимает ли ребенок просьбы, вопросы, если они связаны с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребенка местах. (Давай уберем игрушки со стола и поставим их в шкаф. Посмотри в окно. Кто там на улице? и т.д.)

Задание № 9. Установить, знает ли ребенок предметы по их назначению. Ребенку даются предметные картинки: иголка с ниткой, ножницы, шапка, варежки. «Что нужно маме, чтобы пришить тебе пуговицу? Что тебе нужно, чтобы разрезать бумагу? Что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять? Если ручки замерзнут, что ты наденешь на них?»

Задание № 10. Предложить ребенку запомнить и выполнить 2-3 действия, сформулированных в одной просьбе: «Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф. Мячик дай мне, зайчика возьми себе, а рыбку положи маме в сумку.»

Задание № 11. Установить какие названия признаков предметов знакомы ребенку.

а) Задаются вопросы относительно принадлежности отдельных предметов, хорошо знакомых ребенку (например, об одежде, сумке, носовом платке и т. д.) «Покажи, где мой платок, а где твой? Где твои варежки, а где мои?»

б) Предлагается сравнить отдельно предметные картинки и показать, где нарисован большой медведь, а где маленький, где большая собака, а где маленькая. Таким же образом выясняется, знает ли ребенок такие словесные обозначения признаков как: длинный – короткий (карандаш), толстый – тонкий (карандаш), или толстая – тонкая (веревка), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (стол).

в) Предлагается сравнить два предмета по величине: «Какой кубик больше? Какой кубик меньше? Какая палочка длиннее, а какая короче? Какая веревка толще, а какая тоньше?»

Задание № 12. Установить, как ребенок понимает элементарные временные отношения: давно – недавно, вчера – сегодня.

Далее следует выявить понимание грамматических форм слов.

а) Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существенных (Покажи, где шар, где шары, где кошка, где кошки и т.п.)

б) Установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно – ласкательных суффиксов.(Где стол, где столик?)

в) Различает ли ребенок формы единственного и множественного числа глаголов (Лежит на столе (что?)…тетрадь. Лежат на столе (что?)…тетради.)

г) Установить, различает ли ребенок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени. (Покажи, где Женя упал, а где Женя упала.)

д) Установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм. Ребенку предлагается показать: Где мальчик входит, а где выходит? Какая дверь закрыта, а какая открыта?

е) Установить, понимает ли ребенок залоговые отношения. (Где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама. Усложненный вариант: Где девочка купается, а где девочку купают?)

ж) Далее выясняется, понимает ли ребенок тексты различной сложности. (Например рассказ Л.Толстого «Катя и Маша». Катя пошла в лес за грибами. Она взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку. Вопросы: покажи, кто пошел в лес? и т.д.)

Следующий этап работы над развитием понимания речи включает  в себя задания такого характера:

а) Научить детей различать слова (существительные), сходные по звучанию (вагон – газон, земля – змея, крыша – крыса, бочка – точка и т.д.).

б) Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию (кого несут, а кого везут? Кто купается, а кто катается? Кто копает, а кто покупает?)

в) Научить детей различать названия действий, противоположных по значению: застегни пальто – расстегни пальто, намочи – отожми, завяжи – развяжи, найди – спрячь и т.д.

г) Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под.

д) Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям:

Идет (кто?)(что?) – мама, папа, девочка, снег, дождь.

Сидит (кто?) – мальчик, дедушка, кошка.

Читает (кто?) – мама, бабушка, девочка и т.д.

е) Научит детей отвечать на вопросы: кто это? что он (она) делает? После чего составить предложения по моделям:

1) И.п. + согласованный глагол + прямое дополнение (Мальчик лепит грибок).

2) И.п. + соглас.глагол + 2 зависимых от глагола слова (В.п.ед.ч. + Д.п.ед.ч.) (Оля шьет платье кукле).

3) Научить детей давать качественную оценку совершающихся действий (Таня танцует как? – Хорошо. Витя танцует как? – Плохо. Машина едет как? – Быстро. Лодка плывет как? – Медленно и т.п.).

ж) Научить детей согласовывать определения с теми словами, к которым они относятся, составить с проработанными словосочетаниями предложения.

1) Назвать величину предметов:

Это дом большой. А этот домик какой?

2) Назвать вкус предметов:

Сахар сладкий, соль соленая и т. д.

3) Назвать цвет предметов:

Красный, желтый, синий (кубик) и т. д.

Когда дети научаться правильно составлять простые предложения мы переходим к обучению составлению разных видов сложного предложения.

Здесь уместны следующие задания:

а) Научить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.

б) Научить детей составлять предложения из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе словами а потом. (Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть.)

в) Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

г) научить детей в простой форме предавать чужую речь с помощью союза что и придаточного предложения из 2-3 слов.

Например игровое задание «Что тебе сказали по  телефону?» Кто-либо из детей просит по телефону (шепотом) своего товарища о чем-либо или сообщает что-то. Тот, кому «звонили» по телефону должен громко ответить, что ему сказали, например «Он сказал, что ему купили фломастеры».

Таким образом обследование понимания речи и развитие данного понимания тесно взаимосвязаны, требуют большой кропотливой работы и являются подготовительным этапом в речевом развитии ребенка.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад № 96 г.Пензы

20.03.2013



Полномочный представитель Президента РФ