МДОУ №96Сделать стартовой |Добавить в избранное  

Добро пожаловать на наш сайт!

"Трудные" дети или "трудные" родители

«Трудные» дети или «трудные» родители?

Семья для всех её членов является «маленькой крепостью», за стенами которой мы стремимся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят взрослые и тем более дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире. Принято считать: все родители любят детей и заботятся о том, чтобы они выросли хорошими и счастливыми людьми. Но так ли это на самом деле? К понятию родительской любви тесно примыкает слово «принятие». Психологами и педагогами доказано, что «принятие» необходимо для здорового душевного состояния каждого человека.
«Принятие» ребёнка выражается в признании права на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на родителей. В некоторых семьях процветают жёсткие представления о том, как должен вести себя ребёнок, что для него хорошо, а что дурно, кем и каким он должен стать в будущем. Согласитесь, что обычно в мечтах родители хотят реализовать собственные представления о морали, счастье, желают видеть своих детей тем, кем не смогли стать сами.
 Иногда взрослых раздражают какие-то природные особенности ребёнка: чрезмерная подвижность или, наоборот, медлительность, флегматичность. Бывает так, что одного из родителей «не устраивают» унаследованные черты нелюбимого супруга. И уж совсем курьёзны случаи, когда папы и мамы направляют свою активность на искоренение неискоренимого. Например: пол ребёнка не соответствует ожидаемому, и родители начинают воспринимать девочку как желанного мальчика, упрекать её в плаксивости, слабости, нерешительности. Жизненная философия: «Сделаю из ребёнка всё, что я хочу», - вредна и опасна. Стремление родителей «перекроить» маленького человека по своему представлению, то есть нетерпимость к его индивидуальным и возрастным особенностям, приводит к плачевным результатам: заниженной самооценке, протесту, негативизму, а иногда и к серьёзным психическим нарушениям. До сих пор мы говорили об отношении взрослых к детям, о воспитательных воздействиях на них. Но настало время задать очень важный вопрос: «Какими же должны быть сами родители, чтобы вырастить спокойного, жизнерадостного, развитого ребёнка?» И ответ может быть только один – счастливыми.
А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошими дети, - будьте счастливы! Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, способности, привлекайте ваших знакомых, друзей, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!» Разве может быть счастлив ребёнок в семье, для которой характерны постоянные конфликты или отношения между родителями эмоционально холодные? Дошкольник, не понимая сути разногласий взрослых, чувствует дискомфорт, напряжение. В некоторых случаях ребёнок является единственным связующим звеном между матерью и отцом. Подсознательно понимая, что родители объединяются только по поводу проблем, связанных с ним (болезнь, какие-то успехи или, наоборот, плохое поведение), ребёнок начинает провоцировать подобные ситуации. При этом он чувствует повышенную ответственность за объединение родителей, испытывает чрезмерное психическое напряжение. Такая ноша ещё слишком тяжела для маленького человека.
Ещё хуже, если ребёнок начинает выполнять в семье роль громоотвода. Недовольство супругов друг другом, жизненные проблемы – все негативные эмоции, связанные с этим, выливаются на ребёнка. Он слаб, зависим, не может дать отпор, к тому же в данном случае родители оправдывают себя: «Все поучения и наказания для его же блага». Мы вплотную подошли к вопросу: какая атмосфера в семье наиболее предпочтительна? Психологические исследования показывают, что наиболее успешно справляются с воспитанием детей люди, которым свойственны гармоничность душевного мира, открытость, способность к изменениям.
Известный отечественный психотерапевт А.С. Спиваковская считает: «…Гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать, иными словами, это человек, который наиболее полно выявляет все присущие ему задатки и способности». Гармоничный семейный союз «даёт возможность сочетания тёплого эмоционального отношения к детям на основе постоянного созидания в ребёнке уверенности в родительской любви с чётко определёнными правилами поведения».
Таким образом, развитие ребёнка в каждой конкретной семье зависит от характера сложившихся в ней отношений, от принятого типа воспитания и личности самих родителей.


Полномочный представитель Президента РФ