Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Влияние изменения установленного порядка
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, например переход в детское учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.
У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми.
Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Подготовка перед поступлением в дошкольное учреждение
Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьезной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и детском саду. Поэтому работу с семьей сотрудники нашего МБДОУ начинают еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение.
За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей будущих воспитанников, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации.
В первую очередь уточняются режимы и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим. Затем обращается внимание на навыки и привычки, которыми должны владеть дети того или иного возраста, способы кормления, укладывания на сон и т. д.
Первые дни ребенка в стенах дошкольного учреждения
Воспитатели интересуются, какими игрушками можно заинтересовать ребенка, каким ласковым именем зовут его дома, чтобы можно было быстрее успокоить малыша. В первые дни ребенка не следует надолго оставлять в стенах дошкольного учреждения.
Усилия родителей в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее помочь воспитателю установить контакт с ребенком.
Как только характер общения воспитателя с ребенком достигнет третьего этапа (общение на познавательные темы, активные самостоятельные действия малыша), присутствие близкого взрослого можно считать необязательным.
Поведение персонала в первые дни
Для того чтобы воспитатели как можно быстрее смогли установить тесный контакт с вновь поступающими детьми, мы не переводим детей в этот период из группы в группу и не меняем персонал. Все взрослые, работающие в группе, вырабатывают единую линию поведения с детьми и строго следуют ей.
Воспитатели ежедневно отмечают, как ел, как спал, как бодрствовал каждый из детей.
Медицинская сестра также следит за поведением детей в первые дни. Может корректировать рацион питания, беседует с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей, в период адаптации отменяются.
Только тогда, когда и в группе и дома ребенок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует и общается с окружающими, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.